Предания о мастерах боевых искусств нового времени.

Предание о чудо-мальчике Гусикава Умиками.
В числе старших учеников Нисихиры-оэкаты, который остался в памяти потомков под прозвищем оэката из Сабу, был житель местечка Акахира Гусикава Умиками. Гусикава родился в семье Ханэдзи. Его старшего брата звали Унгон, это был знаменитый на Рюкю буддийский монах, имя которого осталось в памяти потомков как имя героя предания о том, как Унгон сокрушил демона.
В то время в рюкюском административном аппарате были низшие чиновники, называвшиеся вакасю — «младшие слуги». И когда Гусикава было всего 13 лет, он начал служить в королевском замке в качестве вакасю.

Однажды Умиками вместе с еще несколькими вакасю возвращался из замка домой. Когда они проходили берегом реки Атангава, у них так пересохло в горле, что они решили попить. Они спустились к реке, без спросу взяли ведро, набрали в него воды и выпили до дна. И тут какой-то слуга господина Наката-донти, который внимательно наблюдал за всем с самого начала, вспыхнул от гнева и, чванясь тем, что все его боялись как необычайного силача, схватил Умиками за шиворот и, хотя тот попросил у него прощения, повел себя нагло и ударил его своим мясистым кулаком по голове.

Обиженный и заплаканный Умиками прибежал домой и обо всем рассказал отцу. Глотая слезы, он сказал, что теперь непременно должен расплатиться с этим слугой за свой позор, и упросил отца, чтобы тот умолил знаменитого в то время на всю страну оэкату из Сабу взять его в ученики. При этом оэката из Сабу оценил Умиками с первого же взгляда и сказал ему: «В будущем ты станешь лучшим мастером боевого искусства на острове Рюкю, и твое имя наверняка сохранится в памяти потомков». Приняв подношение от отца Умиками, он стал персонально заниматься каратэ с мальчиком.

Не прошло и нескольких лет, как Умиками стал первоклассным мастером боевого искусства. Когда ему исполнилось шестнадцать, оэката из Сабу дозволил ему стать его старшим учеником. При этом Умиками никогда не проявлял ни малейшего высокомерия, всегда держался скромно и приобрел широчайшую известность в кругах последователей каратэ как чудо-мальчик.

Умиками выделялся необычайным хладнокровием, и об этом в памяти потомков также сохранились многочисленные предания. Приведу из них парочку.

Однажды оэката из Сабу решил испытать бдительность Умиками, своего ученика и теперь уже мастера боевого искусства. Из-за порога его дома он позвал Умиками по имени. Тот неторопливо приоткрыл раздвижную перегородку фусума на ширину трех пальцев, опустился на колени перед перегородкой, а веер, который держал в руке, положил в желоб, по которому ездит фусума, чтобы никто не смог неожиданно ее захлопнуть. Увидев это, его наставник, оэката из Сабу, искренне восхитился тому, насколько внимателен Умиками — в его-то 16 лет! — ко всем мелочам, и как всегда помнит о спокойствии, подобающем мастеру боевого искусства.

Когда Умиками было 17 лет, чтобы смыть унижение, которому его подверг на реке Атангава тот слуга, кичившийся своей необычайной силой, он через своего наставника подал прошение о дозволении сойтись с этим слугой в поединке в высочайшем присутствии. И вот через несколько дней, в день, когда в конском манеже Тайра должен был состояться этот поединок не на жизнь, а на смерть, его наставник, оэката из Сабу, зашел к Умиками домой и застал его после полудня громко храпящим в гостиной площадью в четыре с половиной татами (8,1 кв. м — прим. перев.). Увидев ученика спящим таким богатырским сном, оэката на глазах у его отца схватил палку длиною в 6 сяку (ок. 180 см — прим. перев.) и попытался ударить ею Умиками. Но юноша, который, казалось, крепко спал, вдруг вскочил и отбил палку учителя одной из циновок, сваленных в комнате, не утратив при этом хладнокровия.

Вот так Умиками всего за несколько лет драгоценных наставлений своего наставника, оэката из Сабу, стал первейшим мастером боевого искусства на острове Рюкю. В смертельном поединке в конском манеже Тайра он одним великолепным ударом поверг своего врага — могучего слугу, и благодаря этому остался в памяти потомков.

Находчивый Токасики-пэйтин.
Среди мастеров боевых искусств Рюкю особо выделяется Токасики-пэитин, который отличался замечательной сообразительностью и которого очень любили в народе как мудреца. Этот Токасики был уроженцем деревни Сакияма в Сюри. Он был известен как рюкюский Сорори Синдзаэмон, а также как горький пьяница.
Как-то раз его отправили в качестве корабельного чиновника (фунаякудзин) в Сацуму. Похоже, в то время в Сацуме уже тоже знали о его боевых подвигах, и однажды в замке князя Симадзу Токасики получил вызов на поединок от одного сацумского самурая. Делать нечего, пришлось сражаться. Но Токасики был человеком находчивым и поставил условие, что поединок должен проходить в длинном коридоре, пол которого непременно должен быть застелен циновкой. Получив согласие, рюкюсец вышел на бой с сильнейшим самураем Сацумы, имя которого неизвестно. Они стали биться, и при этом ни у одного не было ни малейшего раскрытия в защите, куда можно было бы нанести удар. И вот когда противник Токасики бросился в атаку с оглушительным боевым кличем «Эй!», рюкюсец проворно сделал кувырок назад, схватил циновку за край и, сильно дернув за него, опрокинул противника на пол. Так он одержал блестящую победу, за которую удостоился похвалы господина Симадзу.

А еще в то время в Сацуме в определенное время и в определенном месте разрешалось испытывать меч на прохожих (кирисутэ гомэн). И Токасики, нарушив запрет ходить туда, нарочно стал ходить в то место и, как рассказывают, немало помучил сацумских вояк своей палкой длиной в 6 сяку (ок. 180 см — прим. перев.). Причем однажды ему пришлось сражаться с четырьмя или пятью молодыми самураями сразу, и он великолепным образом посбивал их наземь секущими ударами по ногам и в итоге получил от них извинительное письмо с обещанием больше никогда не пробовать мечи на прохожих, чем вызвал общее ликование. Вот такие славные рассказы остались от этого мастера боевого искусства. Видно, был Токасики редкостным для тогдашнего Рюкю весельчаком, который, в частности, положил конец порочной практике кирисутэ гомэн в Сацуме.

Тоёмигусуку-сатунуси — победитель деревенского турнира по сумо.
От молодых лет Тоёмигусуку-оэката, которого славили как великого мастера школы Гои-рю и который был известен как знаток копейного искусства, сохранилась красивая история о том, как он утихомирил деревенского борца сумо.

Этот случай произошел, когда Тоёмигусуку было ровно 24 года. Одним летним днем он вскочил на своего любимого коня и отправился в далекую поездку в Катидзурэ Минами Кадзахара. А как раз в это время на конском выпасе проходили любительские соревнования по сумо. Один могучий и яростный борец одного за другим расшвыривал своих противников, а некоторым из них даже набил в рот песка с борцовского помоста-дохё. В результате жестоко напуганные и настрадавшиеся из-за этого юнца борцы-любители стали убираться восвояси. При виде этого Тоёмигусуку, который от рождения отличался рыцарским духом, разгневался на парня за его неподобающее поведение, тут же слез с коня, сбросил куртку-кимоно и брюки-хакама и схватился с юнцом, возгордившимся из-за своих побед. Он бросил его великолепным приемом и вдоволь накормил песком дохё.

Неизвестный мастер боя палкой Итоман Маги.
Интересный эпизод имел место и в жизни Итоман Маги, бесхитростного человека, жившего в недавнее время, который был известен не столько как мастер каратэ, сколько как знаток боя длинной палкой-бо.

Итоман Маги жил приблизительно сто пятьдесят лет назад. Маги появился на свет в местечке Итоман. Его прозвали Малыш Маги Из Дома У Пруда и под этим именем славили в народе. Издревле местечко Итоман было известно как единственная рыбацкая деревня на острове Рюкю. Все ее жители без разбору — и мужчины, и женщины — вместе занимались морским промыслом, но Маги с самого детства невзлюбил рыбную ловлю и с утра до вечера только и сражался с соседскими ребятишками обломком палки и слыл большим проказником.
Когда он вырос, то имел рост 6 сяку и 1 сун (около 183 см — прим. перев.) и вес более 200 кин (ок. 120 кг — прим. перев.). Его детские шалости не прошли даром, и приблизительно к двадцати годам он приобрел в среде знатоков славу первейшего мастера боя палкой. Но особенно силен Итоман Маги был в борьбе сумо, в которой он считается величайшим мастером всех времен. В кругах рюкюских сумоистов он приобрел славу выдающегося борца, и сто пятьдесят лет назад на острове не было равного ему. Если же говорить о борцах современных, которых можно было бы назвать ему ровней, то в первую очередь следует назвать господина Ёнэсу из района Ихо-но хама в деревне Нисихара, который по силе приблизительно равен Маги, но все-таки, я думаю, что даже он всего лишь слабое подобие Маги.

Мне вспоминается один случай, который позволяет оценить достоинства Итоман Маги. Однажды в гости к Маги, чтобы испытать его мастерство, пришли вместе Тоёмигусуку-оэката из Сюри и Сакияма из Нахи. Когда Сакияма предложил Маги померяться силами в поединке на палках, тот изобразил на лице недоумение и сказал:
«Прошу меня извинить, но, как я вижу, вы, господин, еще очень молоды. Зачем же вам сражаться со мной?

Хотя мое искусство боя палкой не особо знаменито, своим мастерством в борьбе сумо я горжусь, потому что тренировался вдвое больше, чем все прочие. Впрочем, и мастер боя палкой я тоже первостатейный. Но вес у нас разный. Если бы разница была 10 или 20 кин, то это было бы неважно, но я ведь вешу больше на 80 или 90 кин (48— 54 кг — прим. перев.)! Ну, разве я могу сражаться с вами? Будет лучше, если вы отправитесь восвояси и станете тренироваться в боевом искусстве еще упорнее, чтобы в будущем достичь большего мастерства. Не случайно ведь гласит старая пословица: певца меряют силой голоса, а воина — физической силой. Поэтому тренируйтесь упорно и станьте блестящим, первейшим во всей стране Рюкю буси. Я не хочу сказать ничего дурного в ваш адрес. Просто, судя по вашему возрасту, вы мне не противник... Да и если вы сразитесь со мной, это не принесет вам ни малейшей славы. Даже наоборот. Вы рискуете подпортить свою репутацию...».

Так Итоман Маги решительно отказался сражаться с Сакиямой. Сакияма трудно было переубедить, он подступал снова и снова. Но Маги только хохотал во всю глотку: «Как я вам с самого начала и сказал, прошу простить великодушно, но ваше мастерство далеко-далеко не ровня моему. Прошу вас пожаловать ко мне позднее, когда вы получше отточите свое боевое мастерство».

Так они и не сошлись в поединке. Разница в весе между Маги и Тоёмигусуку составляла 60 кин (36 кг — прим. перев.), а между Маги и Сакиямой — 90 кин (54 кг — прим. перев.), так что бороться с ними для Маги не составило бы никакого труда. Даже неустрашимый Тоёмигусуку-оэката тогда был ошеломлен, оба они — Тоёмигусуку и Сакияма — восхитились мастерством Маги и сломя голову помчались в Сюри. Вот было диво дивное!

Похожие статьи:

Добавить комментарий