Словарь ключевых понятий Йоги.

А

АГНИ-БИДЖА - мантра стихии огня, РАМ

АДЖАПА-ГАЯТРА - мантра СО-ХАМ или ХАМ-CO, сопровождающая процесс дыхания СО (вдох) - ХАМ (выдох). Считается что человек произносит её 21600 раз в сутки, то есть в среднем 15 раз в минуту (что равно средней частоте дыхания). CO-ХАМ означает «То есть Я», Хамсо - «лебедь».

АДХАРА - опора, основание. В тексте упоминается 16 адхар в значении «опор внимания», мест концентрации в теле, более известных как мармы.

АДХО-ДХАРАНА - процесс сосредоточения на стихии Земли, с соответствующей биджа-мантрой, визуализацией и медитацией.

АМБХАСИ-ДХАРАНА - процесс сосредоточения на стихии Воды, с соответствующей биджа-мантрой, визуализацией и медитацией.

АНАНДА - блаженство.

АНТАР-ДХАУТИ - 4 техники внутреннего очищения (ватасара, вариса- ра, вахнисара и бахишкрита).

АПАНА - вайю, жизненный ветер, приписываемый самому нижнему центру (см. Муладхара Чакра), расположенному возле ануса и связанному с крестцовым сплетением. Апана отвечает за все процессы выделения из организма излишних материалов в виде кала, мочи, пота, углекислого газа, и так далее. Этот ветер имеет красный или оранжевый цвет.

АСАНА («поза, сидение») - поза, являющаяся третьим звеном (анга) восьмеричной йоги Патанджали. Согласно Патан- джали, она должна быть уравновешенной и приятной. Это достигается избавлением от усилий во время ее выполнения и правильным отношением разума, который перенимает это телесное равновесие путем размышления о совершенном и бесконечном покое, присущем основе всего сущего. При условии такого равновесия и покоя, которое предполагает отсутствие внутренних противоречий и затрат мышечной энергии, тело может очень долго пребывать в радостном состоянии, не уставая и не обращая практически никакого внимания на внешние раздражители.

АТМАН («сам; Я») - истинное Я, в противоположность ложному индивидуальному Я личности, которое человек считает собой. В философии веданты атман есть единый, присутствующий во всем сущем Абсолютный Дух, свободный от любой обусловленности и от любых признаков субъекта и объекта, от разума и от материи, хотя он часто проявляется в форме отдельных Я, дживатма. Эквивалентным понятием в философии санкхья является пуруша, однако пуруши рассматриваются не как единственный Дух, но как неисчислимое их множество. На этом высочайшем уровне мышления, однако, вне категорий разума и тела, Многообразие и Единство неразличимы.

АШВИНИ - кобылица.

АШВИНИ-МУДРА - сокращение мышц ануса.

Б

БАНДХА («замок, узел») - особый прием, используемый в хатха-йоге для сосредоточения жизненной силы в различных частях тела.

БАСТИ - очищение толстого кишечника водой (джала-басти) или воздухом (шуска-басти).

БАХИШКРИТА - очищение прямой кишки.

БИДЖА-МАНТРА («семенной слог») - первичная мантра наподобие ОМ, РАМ или ЯМ.

БИНДУ - буквально: «капля», «крошечная точка». В произнесении слова «Ом» присутствует назальный эффект, так как губы закрыты и обычный звук «м» произнести нельзя. Этот звук называется нада и обозначается маленьким горизонтально расположенным полумесяцем над буквой «о». В чаше полумесяца ставится точка, обозначающая завершающую стадию нада, в которой звук становится очень тонким и постепенно угасает. Определение продолжительности этого звука полностью отводится человеку, произносящему Ом.

БРАМАРИ - пчела.

БРАМАРИ-КУМБХАКА - задержка дыхания во время брамари-пра- наямы, где выдох выполняется с характерным жужжащим звуком.

БРАХМА - Бог-Создатель знаменитой средневековой индуистской божественной триады, известной как тримурти. Двумя другими божествами являются Вишну (как Охранитель) и Шива (как Разрушитель). Брахму необходимо отличать от брахмана, который есть вечная, безличная основа существования, превосходящая все божества.

БРАХМАН - абсолют, согласно веданте; трансцендентная основа сущего, которая отлична от Брахмы, Создателя.

БРАХМАРАНДРА - дыра Брахмы, отверстие в верхней части черепа.

БХАДРАСАНА - благостная поза.

БХАКТИ-ЙОГА - йога эмоционального поклонения избранному Божеству.

БХАЛАБХАТИ - см. капалабхати.

БХАЛАРАНДХРА - мягкое нёбо.

БХАСТРИКА - дыхание кузнечных мехов.

БХУДЖАНГА - кобра.

БХУДЖАНГАСАНА - поза кобры.

БХУДЖАН ГИ Н И - МУД РА - заглатывание воздуха.

В

ВАДЖРА - алмаз.

ВАДЖРАСАНА - алмазная поза.

ВАДЖРА-НАДИ - энергетический канал, соединяющий половые органы с мозгом.

ВАДЖРОЛИ-МУДРА - метод воздействия на ваджра-нади.

ВАЙАВИ-ДХАРАНА - процесс сосредоточения на стихии Воздуха, с соответствующей биджа-мантрой, визуализацией и медитацией.

ВАЙШВАНАРИ-ДХАРАНА - процесс сосредоточения на стихии Огня, с соответствующей биджа-мантрой, визуализацией и медитацией.

ВАЙЮ - Бог ветра в древнеиндий¬ской мифологии.

Жизненный ветер. Подразделяется на пять главных ветров (прана, апана, самана, вьяна, удана) и пять второстепенных (Нага, курма, крикара, девадатта, дхананджая).

Циркулируя в теле вайю опосредует те или иные процессы: прана - дыхание; апана - выделение; самана - пищеварение; вьяна - кровообращение; удана - ощущения; нага исполняет функцию рвоты, икоты и приведения в сознание; курма открывает и закрывает веки, вызывает видения; крикара вызывает чихание, голод, жажду, кашель; девадатта вызывает сон, зевоту; дхананджая рассеяна по всему телу и остается в нем после смерти.

ВАЙЮ -ТАТТВА - стихия Воздуха

ВАРИСАРА-ДХАУТИ - очистительная процедура, шанкх-пракшалана.

ВАСО-ДХАУГИ - очистительная процедура, вастра-дхаути, заглатывание полоски ткани.

ВАТАКРАМА - разновидность капа- лабхати, выполняется поочерёдно через левую и правую ноздрю.

ВАТАСАРА - очистительная процедура, с заглатыванием воздуха ртом и последующим выведением его через задний проход.

ВАХАНА - ездовое животное.

ВАХНИСАРА-ДХАУТИ - очистительная процедура, уддийяна-бандха крийя.

ВЕДЫ - Величайшие священные тексты, первичный источник религий Индии. Наиболее мистические ее части, особенно «Упанишады», стали основой джняна-йоги веданты, а также источником вдохновения в бхакти-йоге.

ВИРА - герой.

ВИРАСАНА - поза героя.

ВРИКШАСАНА - поза дерева.

ВЬЮОМА - макушка.

ВЬЮТКРАМА - очистительная процедура, очищение носоглотки водой.

ВЬЯНА - вайю, жизненный ветер, который описывается как переносящий по всему телу нечто существенное для всех его каналов. Он связан особыми отношениями с чакрой между основанием корпуса и пупком (свадхистана чакра), которая соответствует простатическому сплетению. Цвет этого вайю красный, розовый, бледно-розовый или подобный цвету «луча света».

Г

ГАРУДА - царь птиц, ездовое животное бога Индры.

ГАРУДАСАНА - поза Гаруды.

ГОМУКХА - морда коровы.

ГОМУКХАСАНА - поза коровьей морды.

ГОРАКША - основатель секты кан- пхата и древний наставник хатха- йоги, живший в десятом или одиннадцатом веке.

ГОРАКШАСАНА - поза Горакши.

ГУНА («волокно; качество») - в йоге, санкхье и многих школах веданты один из трех первичных элементов природы (пракрити): саттва (принцип, начало ясности), раж- дас (принцип, начало активности), и тамас (принцип, начало инертности). Взаимодействие их между собой создает весь проявленный и непроявленный космос, включая все психомыслительные явления.

ГУПТАСАНА - скрытая поза.

ГУРУ («тяжелый; весомый») - духовный учитель.

ГХАТИ-ЯНТРА - водяное колесо.

ГХИ - топлёное масло.

д

ДАНДА-ДХАУГИ - очистительная процедура, введение полой трубки в пищевод.

ДЖАЛА-БАСТИ - очистительная процедура, очищение толстого кишечника водой.

ДЖАЛАНДХАРА - Петлерукий, одно из имён Бога Смерти, Ямы.

ДЖАЛАНДХАРА-БАНДХА - шейный замок.

ДЖАЛАНДХАРА- МУДРА - джаландха- ра-бандха.

ДЖИВА - («живое существо»). Душа или ограниченная человеческая личность, которая воспринимает себя как отличную от других и не знает трансцендентное Я.

ДЖИВААТМА («живущее Я») - индивидуальное Я в противоположность трансцендентному Я (атман). То же самое, что и джива.

ДЖЬОТИ - свет, сияние.

ДЖЬОТИ-ДХЬЯНА - сосредоточение на свете.

ДРДХАТА - сила.

ДХАЙРЬЯМ - уравновешенность.

ДХАНУ - лук.

ДХАНУРАСАНА - поза лука.

ДХАРАНА («удержание») - сосредоточение, шестое звено (анга) восьмеричной йоги Патанджали, заключающееся в длительной концентрации внимания на единичном мысленном предмете и ведущее к созерцанию (дхьяна).

ДХАТУ - ткани тела (плазма, кровь, мышцы, жир, кости, нервы, оджас).

ДХАУТИ - очистительные процедуры.

ДХЪЯНА («созерцание») - созерцательное углубление, или медитация, седьмое звено (анга) восьме¬ричной йоги Патанджали, которое понимается как углубление сосредоточения (дхарана).

ДХЬЯНА-ЙОГА - йога сосредоточения.

И

ИДА - канал, расположенный слева от сушумны. Он описывается как закручивающийся вокруг сушумны и заканчивающийся в левой ноздре или в аджна чакре.

ИНДРИИ - органы чувств (джнянен- дрии) и органы действия (кармен- дрии).

Й

ЙОГА («союз») - 1. Духовная или мистическая практика. 2. Одна из шести классических индийских школ мысли, систематизированная Патанджали в его Йога-сутре.

ЙОГИН - практикующий йогу.

ЙОНИ-МУДРА- мудра, выполняемая с закрытием ушей, глаз, носа и рта.

К

КАКИ - ворона.

КАКИ-МУДРА - мудра вороны.

КАЛПАВРИКША - дерево желаний.

КАПАЛАБХАТИ - очистительная процедура.

КАРМА - действие вообще; обязанность, долг; ритуальное поклонение.

КЕВА, А-КУМБХАКА - спонтанная остановка дыхания.

КУККУТАСАНА - поза петуха.

КУМБХАКА - задержка дыхания.

КУНДАЛИНИ - сила, описываемая покоящейся свернутой, как змея, тремя кольцами, в полости, расположенной в основании позвоночника.

КУРМА - один из младших вайю, жизненных ветров.

КУРМАСАНА - поза черепахи.

КХЕЧАРИ-МУДРА - мудра, выполняемая заведением языка в носоглотку.

Л

ЛАГХАВАМ - лёгкость.

ЛАЙЯ - растворение.

ЛАУЛИКИ - наули.

м

МАЙЯ («мера») - наваждение, или иллюзорный мир.

МАКАРА - белый крокодил, ездовое животное Бога Вод Варуны.

МАКАРАСАНА - поза крокодила.

МАНАС («разум») - низший ум, который понимается как местопребывание чувств (индрия) и сам рассматривается как один из органов чувств.

МАНДУКА - лягушка.

МАНДУКАСАНА - поза лягушки.

МАНОМУРЧХА - состояние, достигаемое благодаря мурчха-пранаяме.

МАНОМАНИ - состояние счастья и блаженства, достигаемое практикой пранаямы.

МАНТРА - священный звук, который наделяет ум силой для сосредоточения и преодоления, трансцен- денции обычных состояний сознания. Мантра может состоять из одного «семенного» (биджа) слога наподобие ОМ или цепочки звуков и слов, которая может и не иметь смысла.

МАТАНАГИНИ-МУДРА - процедура промывания носоглотки в двух направлениях.

МАТСИЕНДРА («владыка рыб», «мат- сия + индра») - великий подвижник тантризма и, возможно, основатель школы Йогини Каулы, которого традиция признает учителем Горакши.

МАТСЬЯ - рыба.

МАТСЬЯСАНА - поза рыбы.

МАЮРА - павлин.

МАЮРАСАНА - поза павлина.

МИТАХАРА - умеренность.

МРИТА - смерть.

МУДРА («печать») - телесная манипуляция, заставляющая энергетические потоки течь особым, необычным образом.

МУКТАСАНА - поза освобождения.

МУКГИ (МОКША) («освобождение») - согласно индуистской этике наивысшее из четырех возможных человеческих устремлений (пуру- ша-артха). Синонимично самопознанию.

МУЛАБАНДХА - тазовый замок.

МУЛАДХАРА - колесо, или лотос в основании позвоночника, примерно посредине между анусом и половыми органами. Он имеет четыре лепестка красного цвета, которым соответствуют звуки «В», «Ш» (небный), «III» (церебраль¬ный) и «С». В центре чакры расположен огненный треугольник (в котором пребывает свернутая кольцами кундалини) в желтом квадрате, символизирующем материальный принцип земли; часто в нем изображают слона, означающего физическую силу и постоянство - силы, с помощью которых земля удерживает свою трехмерную форму. Биджа мантра этой стихий и этой чакры - слог лам; это основной слог, а звуки лепестков могут дополнять и изменять его.

МУЛА-ШОДХАНА - очищение прямой кишки.

МУРЧЧХА - обморок, экстаз.

Н

НАБХОМУДРА - нёбный замок

НАДА («звук») - первичный звук (ШАБ-ДА) вселенной, иногда им называют священную мантру ОМ. У него различные формы проявления, которые можно слышать как внутренний звук, когда созерцание достигает определенной глубины.

НАДИ («ток, канал») - согласно индуистскому эзотеризму, человеческое тело (или, скорее, его тон¬кий собрат) состоит из сети каналов, по которым течет жизненная сила (прана). Часто речь идет о 72 ООО каналов. Из них наиболее важными являются три, а именно ида, пингала и сушумна. Последний канал тянется от низшего психоэнергетического центра в основании позвоночника к локусу над макушкой головы, и как раз по этому срединному пути должна двигаться пробужденная кундалини.

НЕТИ - очищение носа.

НИГАРБХА-ПРАНАЯМА - пранаяма без использования мантр.

НИРЛИПТАМ - незапятнаность.

НИРМАНУ - очищение нади.

П

ПАДМА - см. чакра.

ПАДМАСАНА - поза лотоса.

ПАРАМАТМАН - Высшее Я.

ПАСШИМОТТАНАСАНА - поза растяжения задней поверхности тела.

ПАШИНИМУДРА - мудра для пробуждения Кундалини.

ПИНГАЛА - энергетический канал.

ПРАЛАЙА - исчезновение вселенной.

ПРАНА («жизнь») - жизненная сила, поддерживающая тело, которая имеет пять основных форм: прана, апана, самана, удана и вьяна.

ПРАНАВА - гул, находящийся в основе вселенной; ОМ.

ПРАНАЯМА («управление дыханием») - тщательное регулирование (или расширение, аяма) дыхания, что является четвертым звеном восьмеричной йоги Па- танджали.

ПРАТЬЯХАРА («отстранение, отвлечение») - отстранение чувств, пятое звено восьмеричной йоги Па- танджали.

ПУРАКА - буквально: «наполнение». Процесс вдоха в пранаяме.

ПУРАНА («древнее предание») - вид популярной религиозной энциклопедии, охватывающей космологию и теологию, но особенно предания о царях и мудрецах.

Р

РАДЖА-ЙОГА («царская йога») - позднейшее обозначение для восьмеричной йоги Патанджали, введенное, чтобы отличать ее от хатха-йоги.

РАДЖАС (от корня радж, «пыл, страсть») - качество или принцип активности, деятельности, одна из трех первичных составляющих (гуна) природы (пракрити).

РАСАНАНДА - вкусовые ощущения, возникающие в процессе выполнения кхечари-мудры.

РЕЧАКА - буквально: «опустошение». Процесс выдоха в пранаяме.

С

САГАРБХА - пранаяма с использованием мантр.

САМАДХИ («экстаз») - восьмое звено восьмеричной йоги Патанджали. Состоит во временном отождествлении субъекта и созерцаемого объекта и принимает две основные формы: когнитивный экстаз (сампраджната-самадхи), который включает ряд спонтанно возникающих мыслей, и некогнитивный экстаз (асампраджната-самадхи), который свободен от всякого мышления.

САМАНА - вайю, жизненный ветер, приписываемый пупочному центру, или солнечному сплетению и связанный с надчревным сплетением, и следовательно, с процессами пищеварения.

САМАНА-НАДИШУДДХА - очищение нади с использованием биджа- мантр.

САТТВА («истовость») - принцип чистого бытия, или ясности, который является высшим типом первичной составляющей (гуна) природы (пракрити).

САХДДЖА («двуединый») - средневековый термин, выражающий то обстоятельство, что трансцендентная реальность и эмпирическая реальность единосущны. Он часто передается словом «спонтанный», или «естественный».

САХАСРАРА («колесо с тысячью спиц») - психоэнергетический центр над макушкой головы, который в тантризме является местом назначения пробужденной змеиной силы (купдалини-шакти).

САХИТА-КУМБХАКА - намеренная остановка дыхания.

СВАРГАЛОКА - рай.

СВАСТИКА - благой символ.

СВАСТИКАСАНА - поза свастики.

СИДДХАСАНА - совершенная поза.

СИДДХИ («совершенство, осуществленность») - 1. Духовное совершенство; то есть достижение отождествления с конечной Реальностью, или освобождением (мокша). 2. Сверхъестественная сила, особенно, восемь великих способностей, которые обретаются вследствие совершенного подвижничества.

СИМХА - лев.

СИМХАСАНА - поза льва.

СИТАЛ И - КУМ БХАКУ - охлаждающая пранаяма.

С7ХАРИЙЯМ - устойчивость.

СТХУЛА-ДХЬЯНА - грубое сосредоточение.

СУКХА - удобная поза (от сукха - «удовольствие, наслаждение»).

СУКШМА - тонкая.

СУКШМА-ДХЬЯНА - тонкое сосредочение.

СУРЬЯ - Солнце

СУРЬЯБХЦДА - дыхание через правую ноздрю.

СУРЬЯБХЕДА-КУМБХАКА - задержка при дыхании через правую ноздрю.

СУРЬЯБХЕДАНА - см. сурьябхеда.

СУШУМНА - канал (нади) в тонком теле, пролегающий вдоль позвоночника, в позвоночном столбе, начинаясь от чакры в его основании (муладхара) и завершаясь в черепе. В нем пролегает более тонкий канал, ваджрини-нади, а в том - еще один, читрини. Толщина последнего считается сравнимой с тысячной долей толщины волоса; на него нанизаны остальные чакры и по нему поднимается кундалини. Отверстие этого канала в его основании, перекрытое головой кундалини, называется брахмарандра.

Рядом с сушумной расположены два других канала: справа пингала, а слева - ида, которые обвиваются вокруг сушумны и соединяются в аджна чакре.

Т

ТАДАГИ - пруд.

ТДДАГИ-МУДРА - мудра пруда.

ТАМАС («темнота») - косное начало, принцип инертности, являющийся одним из трех первичных элементов (гуна) природы (пракрити).В человеке проявляется в форме вялости или лености тела, апатичности эмоций и предубежденности разума или предрассудках.

ТАНТРА («ткань») - 1. Вид священной литературы, относящейся к тантризму и прежде всего связанный с ритуальным поклонением женскому божественному принципу, иначе ишкти. 2. Тантризм - многообразное религиозное и культурное движение, возникшее в первые века нашей эры и достигшее своего расцвета к концу первого тысячелетия. Тантризм делится на правое (консервативное) и левое (аморальное) направления.

ТАТТВА («реальность») - 1. Конечная Реальность. 2. Принцип или категория бытия, наподобие высшего ума (буддхи), низшего ума (манас), органов чувств (индрий) и материальных первоэлементов (бхута).

ТЕДЖО-ДХЬЯНА - сосредоточение на сиянии.

ТВДЖО-МАЙЯ - сияющая иллюзия.

ТРАТАКА - концентрация взгляда.

У

УДАНА - ваю, жизненный ветер, приписываемый горловому центру, который связан с горловым сплетением и, по-видимому, отвечает за работу мышц груди, осуществляющих дыхательные движения, и за деятельность легких.

УДДИЯНА - бандха с втягиванием живота после выдоха.

УДЖДЖАЙИ - специфическое дыхание, осуществляемое с поджатой голосовой щелью. Выполняется с характерным шипящим звуком.

УДЖДЖАЙИ-КУМБХАКА - задержка дыхания во время уджайи-пранаямы.

УНМАНИ - безмыслие.

УТКАТАСАНА - поза силы.

УТТАНА- КУРМАСАНА - вариант позы черепахи.

УТТАНА- МАНДУКАСАНА - вариант позы лягушки.

УШТРА - верблюд.

УШТРАСАНА - поза верблюда.

ХАТХА-ЙОГА - йога тела, солнечно- лунная йога, мощная, выполняемая с усилием.

ХРИД-ДХАУТИ - очищение сердца, процедура, выполняемая с помощью заглатывая стебля растения, полосы ткани или рвоты.

Ч

ЧАКРА («колесо») - психоэнергетический центр тела; другое название - падма (лотос). Шесть чакр расположены на уровне различных органов тела вдоль сушумны, энергетического канала, проходящего по позвоночнику и его аналогу в тонких телах. Чакры имеют следующие имена и положение: 1. Муладхара: основание позвоночника, возле ануса. 2. Свадхистана: на уровне половых органов. 3. Манипурака: на уровне пупка. 4. Анахата: на уровне сердца. 5. Вишуддха: на уровне горла. 6. Аджна: на уровне бровей.

ЧАНДРА - луна, а также соответствующее божество.

ЧИТТА («сознание, ум») - ограниченный ум, душа или сознание, которые зависит от величины внимания.

Ш

ШАВАСАНА - поза трупа.

ШАКГИ-НАДИ - прямая кишка.

ШАКГИЧАЛАНА - встряхивание Шаш, мудра.

ШАЛАБХАСАНА - поза саранчи.

ШАМБХАВИ-МУДРА - сосредоточение на межбровье.

ШАСТРА («учение, руководство») - предмет знания, обычно книга.

ШАТКАРМА - шесть очистительных действий.

ШИТКРАМА - очищение носа.

ШОДХАНА - очищение.

ШУСКА-БАСТИ - втягивание воздуха в толстый кишечник с помощью выполнения наули.

 


Похожие статьи:

Добавить комментарий